Аккумуляторы гелевые (gel), agm и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

При решении задачи по бесперебойному питанию часто сталкиваются с непростым выбором между аккумуляторами AGM и GEL.Разобравшись в особенностях технологий изготовления АКБ и эксплуатационных характеристиках, мы сможем сделать выводы о сфере оптимального применения.

AGM технология аккумуляторных батарей

AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat и означает “абсорбирующее стекловолокно”.

По сути, это обычные свинцово-кислотные аккумуляторы, только в них электролит находится не в виде свободно перетекающей жидкости, а в виде обильно пропитанной раствором серной кислоты стекловаты (своеобразный подгузник для электролита ). Что это даёт:

  • Есть место для выделяющегося в процессе заряда водорода – он “запирается” в стекловолокне. Иными словами газ полностью рекомбинируется внутри АКБ. Это позволяет безопасно использовать AGM АКБ в помещении.
  • Герметичная конструкция позволяет их эксплуатировать в любом положении
  • Не требуют обслуживания, но это не исключает необходимости переодической “тренировки” батарей

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

AGM технология

Специально для наших читателей мы не пожалели и распилили популярную батарейку CSB GP 12120, давайте посмотрим что у неё внутри:

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Распил CSB GP 12120

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Свинцовые пластины с абсорбированным стекловатой электролитом

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Сам AGM – обильно пропитан электролитом

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Свинцовая пластина

Gel технология

Конструктив гелевого аккумулятора аналогичен AGM, но электролит абсорбирован не стекловолокном, а загущен при помощи силикагеля (SiO2). Гель удерживает в своей структуре электролит, поддерживая целостность свинцовых пластин. Движение молекул электролита происходит через микропоры гелевой структуры.

Теперь давайте сравним характеристики и стоимость аналогичных аккумуляторов, сделанных по разной технологии. На основании дата-листов (ТТХ) и опроса инженера произведем сопоставления характеристик на примере аккумуляторов Delta и Challenger.

1) Заряд

Классическим для свинцово-кислотных АКБ считается ток заряда 0,1С или 10% от ёмкости аккумулятора, но максимальный допустимый ток заряда у AGM и гелевых аккумуляторов различный:

Заряд максимальным током несколько сокращает срок жизни аккумулятора (на 5-7%), но может быть очень кстати в случаях, когда зарядить батарею требуется быстро. Например, при работе в гибридных системах с генератором. Таким образом, минимально возможное время заряда (с учетом КПД) для полностью севшего AGM аккумулятора составит около 6 часов, а у GEL – 8 часов.

2) Кол-во циклов

Давайте сравним количество циклов для АКБ различного типа по двум различным сериям

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Delta HR 12-100 (AGM): 100 % DOD – 275 циклов, 50% – 575 циклов, 30% – 1325 циклов

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Delta GX 12-100 (GEL): 100% – 325 циклов, 50% – 700 циклов, 30% – 1850циклов

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Delta DTM 12-200 L (AGM): 100% – 275 циклов, 50% – 550 циклов, 30% – 1200 циклов

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Delta GX 12-200 (GEL): 100% – 325 циклов, 50% – 700 циклов, 30% – 1850 циклов

  • Итак, разница в цикличности между сериями HR (AGM) и GX (GEL) при DOD 50% – 21,7%  в пользу последнего; между DTM и GX: 27,2% в пользу последнего.
  • Для объективности представим график и данные по АКБ Challenger серия A (AGM) и G (GEL) при разряде до 80%
  • Challenger A12-200 – 80% DOD – 525циклов
    Challenger G12-200 – 80% DOD – 645циклов
  • Разница в 19%.

Источник: https://tok-shop.ru/tok-blog/agm-vs-gel/

Гелевый аккумулятор, AGM аккумулятор или кислотный — какой выбрать

Всем привет! Сегодня хочется затронуть тему здорового питания. Нет, речь не про ЗОЖ, а про громкую и качественную музыку в авто!

И так, давайте посмотрим какие существуют аккумуляторные батареи (АКБ). Узнаем какие из них больше подойдут для авто с продвинутыми аудиосистемами, а заодно я поделюсь своим опытом.

Для автомобилей существует несколько типов АКБ :

  • Кислотные
  • Гелевые
  • AGM (АГМ)
  • Литий (секретный тип, о нем в самом конце)

Кислотный аккумулятор

Свинцово-кислотный аккумулятор — тип аккумуляторов, изобретен в 1859 году французским физиком … , дальше в Википедии.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Кислота — она и есть кислота, кто ее не знает. Если у вас не требовательная системка, просто держите его заряженным и исправным. Можно заменить штатный на более емкий (до 30%).

Если вы будете использовать несколько аккумуляторов, я думаю не стоит объяснять, что кислотный в салон ставить не стоит.

Гелевый аккумулятор

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Принцип и устройство гелевого аккумулятора аналогичны кислотному. В нем так же кислота и дистиллированная вода, вот только в кислоту добавлена двуокись кремния, которая и превращает получившийся электролит в гелеобразную жидкость. В результате он практически не испаряется и не столь агрессивно окисляет пластины. Кстати, в популярных моделях пластины выполнены не в виде кассет, а свернуты в спираль, что дает большую площадь контакта.

Одна из самых известных марок гелевых аккумуляторов это Оптима, в арсенале которой есть варианты для различных назначений, в том числе и для автозвуковых нужд.

Несколько лет назад гелевые аккумуляторы начинали активно входить в пользование автозвукарей, но к сегодняшнему дню основное место в хороших системах заняли AGM батареи.

Как заряжать гелевый аккумулятор

Главное при зарядке гелика не превышать напряжение и не перезарядить батарею. Можно, приобрести специальное зарядное устройство (ЗУ) , которое автоматически регулирует напряжение. Поэтому у таких ЗУ перезаряд батареи не возможен. В покупке есть смысл,  если вы имеете дело со автозвуком. Хороший зарядник в хозяйстве нужно иметь.

Заряжать гелевый аккумулятор можно обычными зарядными устройствами для кислотных батарей. Главное следите за напряжением, сейчас практически все ЗУ  имеют возможность ручной регулировки напряжения.

Гелевые АКБ позволяют производить быструю зарядку, увеличивая силу тока в процессе до 20%. Но если в мануалах ничего об этом не говорится, то лучше не рисковать и устанавливать силу тока на уровне 10% от энергоемкости, заряжая его при таком показателе.

AGM аккумулятор

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Теперь давайте разберемся, что такое AGM аккумулятор. AGM —(Absorbent Glass Mat — пропитанный стекломат/стекловолокно). В этих батарейках электролит не залит как все привыкли, внутри корпуса находится стекловолокно, пропитанное  в нем.

Аккумуляторы AGM имеют дополнительные преимущества:

  • Высокие пусковые токи.
  • Длительный срок службы
  • Отсутствует принципиальная возможность утечки. Однажды к нам пришел такой аккумулятор с пробоинами в корпусе в результате варварской транспортировки, так мы просто заклеили дыры и он работает до сих пор, на качестве питания это никак не сказалось.
  • Очень устойчивая работа при низких температурах. Проверено лично — крутит в -40 как здрасте, без всяких прогревов.
  • АГМ быстрее заряжаются, он может принимать до 30% силы тока от емкости как и гелевый.
  • Их можно устанавливать в любом положении (правда вверх ногами производители не рекомендуют), что бывает необходимо при расположении дополнительного питания в нестандартных местах.
  • АГМ аккумуляторы безопасно использовать в салоне автомобиля.

К недостаткам можно отнести высокую цену (по сравнению с кислотными) и возможно большой вес.

В свою очередь AGM  делятся на «плиты» и «стандартные»

AGM плита

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Плиты или плоские батареи долго разряжаются и долго заряжаются, не предназначены для кратковременной отдачи большого тока. Поэтому хорошо подходят для повседневных систем, где не стоит задачи одного или нескольких мощнейших выстрелов для замеров. К тому же плоская форма удобна для размещения.

Стандартная форма

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Лучше отдают большой ток в пиках по сравнению с плитами, хорошо противостоят просадам. Подходят как для «музыки» так и для «давления».

Как заряжать AGM аккумулятор

Для этих АКБ не обязательно нужны специальные зарядные устройства — не ведитесь на мифы. AGM можно заряжать теми же зарядниками, что и обычные кислотники. Главное, как и с гелевыми, не превышать напряжение и не перезарядить батарею.

Если нужны более подробные цифры то:

  1. Когда батарея установлена в автомобиле и используется по назначению (то есть разряд не полный), то требования следующие: напряжение 14,2 – 14,8В (не превышать 15В), при силе тока в зависимости от емкости батареи  10 — 30% — что и делает ваш генератор.
  2. Если аккумулятор разряжен полностью, тогда: напряжение 14,2 – 14,8В, а сила тока 10% от емкости (не больше).
  3. В случае, когда вы храните батарею и она не юзается, то для подзарядки  используйте напряжение 13,2 – 13,8 В, с амперажом – 5 – 10% от емкости.

Как видите, ничего сложного нет. Соблюдайте эти условия и батарейки будут долго и хорошо работать для вас.

Зарядные устройства

Зарядник может быть автоматическим или механическим.

Если берете автомат – можно выбрать с двумя режимами — основной заряд / хранение, для AGM это будет максимальный вариант.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

ЗУ с режимом хранения

В механическом устройстве вам нужно будет самому регулировать параметры заряда. Тут главное ваша внимательность!

Сам я лично пользуюсь ЗУ модели Кулон 707d, он меня полностью устраивает, но есть и масса других приемлемых вариантов.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

кулон 707d

Литий

С недавних пор широкое применение в кругах спортсменов и людей, гонящихся за лютым питанием, получают литий-ионные батареи.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Литий может кратковременно отдавать токи, в несколько раз превышающие возможности АГМ. В результате просадить систему на таких аккумуляторах достаточно сложно. Вес и размеры являются дополнительными плюсами!

Но за все придится платить.

Минусы литиевых батарей:

  • очень высокая цена;
  • глубокий разряд мощно грузит генератор;
  • необходимо балансировать вольтаж между банками;
  • полный разряд почти гарантировано убьет батарейку;
  • идеальная зарядка обеспечивается специализированными устройствами.

Какой АКБ выбрать для автозвука?

В случае, если у вас не требовательная система (до 1-1,2 кВт в целом) можно нормально использовать кислоту достаточной емкости. Если речь идет о 1,2 — 2 кВт, то добавьте дополнительную кислоту в багажник или вместо этого установите АГМ, что даст дополнительных плюсов для зимнего использования.

Читайте также:  Кран печки ваз 2114: замена краника отопителя своими руками

Не рекомендую литий для повседнева, это скорее удел профессионалов и искушенных энтузиастов.

Личный опыт

Не однократно своих системах  я использовал связки кислотных АКБ, менял на гелики, пробовал плиты, но в конечном итоге остановился на стандартном АГМ.

Важно

  • Если вы хотите поставить несколько аккумуляторов, то не устанавливайте АГМ или гелевый вместе с кислотным в одну систему.
  • Ни в коем случае не оставляйте любой аккумулятор в полностью разряженном состоянии на длительное время.
  • Не допускайте перезаряда гелевых и AGM аккумуляторов.

Читать еще:

  • Как подключить усилитель
  • Как выбрать сабвуфер
  • Конденсатор для сабвуфера

Если материал был вам полезен, поделитесь им:

Источник: https://doctorbass.ru/blog/gelevyy-akkumulyator-agm-akkumulyator-ili/

Аккумуляторы гелевые, мультигелевые и AGM — в чем разница?

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Впервые озадачившись выбором аккумулятора для ИБП, наши клиенты сталкиваются с тем, что в классификацию даже такой простой вещи производители смогли внести существенную путаницу.

В связи с этим возникает множество вопросов, к примеру:

  • Какая батарея лучше: свинцово-кислотная или гелевая?
  • Чем мультигелевый аккумулятор отличается от гелевого?
  • Что такое AGM VRLA?

Для удобства поиска в нашем интернет-магазине мы обозначаем аккумуляторы так, как их маркирует производитель — чтобы вы могли легко найти нужную модель. Но если вы пока не определились с конкретной моделью и просто пытаетесь понять: какую аккумуляторную батарею для ИБП лучше приобрести, то вам поможет эта статья.

Виды аккумуляторов для ИБП и термины

Прежде всего нужно запомнить, что ВСЕ аккумуляторы, выпускаемые на данный момент промышленностью для ИБП являются свинцово-кислотными.

Еще одни «пугающие» аббревиатуры  — VRLA и SLA — обе относятся к аккумуляторам, которые применяются в источниках бесперебойного питания.

 Также такие батареи называются необслуживаемыми и герметизированными.

VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid, в вольном переводе это означает Регулируемые клапаном свинцово-кислотные.

SLA означает Sealed Lead Acid, т. е закрытые (герметизированные) свинцово-кислотные.

Необслуживаемые — означает, что в АКБ этого вида не требуется следить за уровнем электролита и доливать воду, как, например, в автомобильных.

Обозначение герметизированные (герметичные)  говорит о том, что из батареи этого типа не прольется электролит, даже если она опрокинется набок или будет испытывать тряску.

Также герметичность позволяет эксплуатировать их в жилых помещениях: горючие пары, выделяющиеся в процессе работы аккумулятора, остаются «запертыми» внутри, и только при нарушениях условий работы может открыться аварийный клапан. 

И все эти определения — не разные типы аккумуляторов, а один и тот же: VRLA / SLA необслуживаемые герметизированные (герметичные). Именно этот тип получил наиболее распространение в источниках бесперебойного питания. В других системах могут использоваться стартерные обслуживаемые и стартерные необслуживаемые, но о них мы сегодня говорить не будем.

Гелевые и AGM

Для того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: GEL (Gelled Electrolite)  и AGM (Absorptive Glass Mat). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его «связывание» во избежание выплескивания.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

 В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми.

Распространено также бытовое название «гелИевые аккумуляторы», что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям.

Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:

  • В результате химической реакции вода в батарее распадается на водород и кислород.
  • Ионы водорода и кислорода остаются в замкнутом пространстве батареи и, перемещаясь по микропорам и трещинам в геле, соединяются и снова образуют воду.
  • Вода впитывается гелем, восстанавливается первоначальный объем электролита.

В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях. 

  • В AGM-аккумуляторах пространство между пластинами заполнено стекловолокнистыми матами, которые впитывают в себя электролит.
  • Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше
  • На фото — вскрытый AGM-аккумулятор, в котором можно рассмотреть те самые «Glass Mat» — стекловолоконные маты.

Благодаря этому достигаются практически те же цели, что и в гелевых: электролит не выплескивается и в порах наполнителя происходит рекомбинация газов, т. е.

перед нами такая же необслуживаемая герметичная батарея, как и гелевая.  Разве что при повреждении корпуса электролит, скорее всего, вытечет и повредит расположенное рядом оборудование.

Именно поэтому в дорогих телекоммуникационных системах часто предпочитают использовать АКБ типа GEL VRLA.

Технология AGM — более новая, чем GEL.

Обратите внимание, что:

  • И GEL, и AGM батареи являются свинцово-кислотными.
  • Это две разные технологии.

А как же мультигелевые?

Мультигелевые аккумуляторы, по сути не являются отдельным типом источников питания. Чаще всего производители и торговые точки используют это название для AGM батарей.

Например, на фото ниже — аккумулятор Luxeon LX12120MG 12Ah (обратная сторона). В очень многих интернет-магазинах он продается под маркой «мультигелевый», о чем свидетельствует и маркировка «MG» в наименовании, однако производитель на самой батарее указывает что это: «Технологія: AGM, необслуговуєма батарея» (укр.) (Технология AGM, необслуживаемая батарея).

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

А учитывая что цена на мультигелевые аккумуляторы всегда ниже чем на гелевые, и это при том, что гелевая технология довольно дорогая — в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с AGM.

Отличия гелевых и AGM аккумуляторов

Показатель Гелевые AGM
Циклический ресурс В 2-3 раза выше, чем в AGM (около 600 циклов) за счет вязкого электролита. Пластины остаются покрытыми им во время глубокого разряда, поэтому меньше подвержены коррозии. Около 300 циклов заряд-разряд.
Заряд Очень требовательны к точности заряда, его превышение может привести к вспучиванию батареи.  Не так критичны к заряду, хотя превышение напряжения при заряде также может привести к кипению и вздутию батареи.
Саморазряд Величина саморазряда небольшая, поэтому  подходят для применения там, где разряд происходит малыми токами в течение долгого периода Саморазряд интенсивнее, чем у гелевых.
Перегрев Перегрев может вызвать взрыв батареи. Перегрев не так критичен, но тоже опасен.
Глубокий разряд Хорошо выдерживают глубокий разряд. Желательна эксплуатация при глубине разряда не более 30%.
Пусковой и максимальный ток Неспособны дать большие токовые величины, особенно стартовые, из-за высокого внутреннего сопротивления. Пусковые токи больше.
Короткие замыкания Очень чувствительна к коротким замыканиям. Менее чувствительна.
Эксплуатация В любом положении, кроме «вверх дном», мелкие повреждения корпуса не вызывают утечку электролита, за счет вязкости последнего. В любом положении, кроме «вверх дном».

Или коротко, в картинке:

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Итак, в общем гелевые аккумуляторы прослужат дольше, чем  AGM, в системах:

  • где чаще происходит цикл разряд-заряд,
  • где чаще допускается глубокий разряд,
  • где до разряда проходит долгое время,
  • где может быть критичным пролив электролита во время случайного повреждения корпуса.

Так как эти батареи более капризны и дороже стоят, в остальных случаях их можно с успехом заменить AGM АКБ.

А главное, — обязательно обращайте внимание на технические характеристики конкретной модели, которые заявлены производителем, они могут существенно отличаться для аккумуляторов разных торговых марок и ценовых категорий.

Источник: https://lantorg.com/article/akkumulyatory-gelevye-multigelevye-i-agm-v-chem-raznitsa

Какой аккумулятор лучше приобрести: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реальность… — Аккумуляторы TAB (Словения) on DRIVE2

Всем привет!

После выхода нескольких наших публикаций, рассказывающих о модификациях современных стартерных батарей, среди отдельных пользователей завязалась дискуссия по поводу применения в автомобилях так называемых гелевых аккумуляторных батарей (АКБ), а также EFB-аккумуляторов. Были вопросы и непосредственно к нам по части применимости данных источников питания.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, предлагаем немного технической информации.

Начнем с того, что за последние годы в соответствии с производственными программами автопроизводителей на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп».

Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках (например, при движении в пробках), а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Важный момент – вся электроника машины, включая климат-контроль и аудиосистему, при заглушенном моторе продолжает работать, питаясь от бортового источника питания.

Очевидно, что для машин, работающих по алгоритму системы «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор.

Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.

Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы TAB EcoDry AGM. Важная особенность – в AGM-батареях используется особая субстанция электролита.

Иначе говоря, он НЕ ЖИДКИЙ, поскольку находится в адсорбированном состоянии в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat).

Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях.

Читайте также:  Газ-3307 самосвал: технические характеристики, расход топлива (бензина) на 100 км, грузоподъемность и габариты, максимально разрешенная масса

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Аккумуляторы TAB EcoDry AGM Stop&Go в первую очередь предназначены для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп»

Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей.

Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется.

Как, впрочем, и о дальнейшей жизнеспособности такого АКБ – даже будучи поврежденным, он все равно будет работать (пример живучести батареи TAB EcoDry AGM можно увидеть на ролике ниже). Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор стоит почти вдвое дороже обычного.

Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, которые изготавливают по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go.

У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов.

При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества. Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности.

Самое важное, что ТАВ Magic EFB Stop&Go практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 50-60% выше, чем у обычных АКБ.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

В аккумуляторах ТАВ Magic EFB Stop&Go используется жидкий электролит

Возвращаясь к AGM-батареям, отметим, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая это название с таким понятием, как «гелевые» аккумуляторы.

Поясняем: гелевые батареи НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в массовых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в особом желеобразном состоянии, применяются лишь как ТЯГОВЫЕ батареи.

Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, нам не раз приходилось наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать иных «умных» покупателей, специально пишут сверху этикеток AGM-батарей слово «гелевый».

Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Если в машине планируется установка аудиосистемы с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей

Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть НЕ «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений и размеров вашего кошелька.

В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает большим запасом надежности и прочности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортовая сеть машины явно «перегружена» дополнительной электроникой вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, компрессоров.

В таких ситуациях AGM-аккумулятор будет просто незаменим.

В завершение этого выпуска еще раз напоминаем читателям о правилах комментирования.

Прежде, чем оставить свой комментарий, мы настоятельно рекомендуем просмотреть те требования, которые нужно соблюдать при размещении отзывов в записях и выпусках нашего блога.

ИГНОРИРОВАНИЕ этих требований однозначно приведет к УДАЛЕНИЮ , а в отдельных случаях – занесению его автора в черный список. Надеемся, что таких прецедентов не будет!

Удачи всем!

Источник: https://www.drive2.com/o/b/461239631367636297

Сравнение аккумуляторов: свинцово-кислотные, гелевые и AGM

На текущий момент на рынке представлены три основных вида аккумуляторных батарей: свинцово-кислотные с жидким электролитом, гелевые и AGM. Все они имеют одинаковый принцип работы, но есть существенные различия в устройстве. Эти различия дают им особые характеристики, однако, у каждого типа есть свои недостатки, которые стоит учитывать при выборе АКБ.

Свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом

Этот тип аккумуляторных батарей имеет самое широкое распространение. Их устройство практически не изменилось с момента изобретения в 1859 году.

Устройство и принцип работы

В корпусе батареи расположены шесть изолированных друг от друга отсеков или банок. В каждом из отсеков находятся свинцовые пластины и жидкий электролит. Пластины с положительным и отрицательным зарядом (катод и анод). В свинцовых пластинах могут содержаться примеси сурьмы или кремния.

Электролит представляет собой смесь серной кислоты (35%) и дистиллированной воды (65%). Между свинцовыми пластинами находятся пористые пластины-разделители, которые называются сепараторами. Они необходимы для предотвращения короткого замыкания.

Каждая банка вырабатывает около 2В, а в сумме получается 12В (последовательное соединение).

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучшеУстройство свинцово-кислотной АКБ

Ток в свинцово-кислотных АКБ вырабатывается в результате электрохимической реакции между двуокисью свинца и серной кислоты. При этом расходуется серная кислота, которая распадается. Плотность электролита снижается. При зарядке от ЗУ или от генератора  автомобиля происходит обратный процесс (зарядка).

Преимущества и недостатки

Широкому распространению свинцово-кислотных АКБ способствует их простое и надежное устройство. Они выдают довольно высокие стартерные токи для запуска двигателя (до 500А), стабильно работают до 3-5 лет при правильной эксплуатации. Зарядку АКБ можно проводить повышенными токами. Это не нанесет вред ёмкости батареи. Главным плюсом является доступная цена.

Основные недостатки этого типа АКБ связаны с обслуживанием и эксплуатацией. Электролит находится в жидком состоянии. Поэтому есть опасность его протекания. Серная кислота – очень агрессивная жидкость. Также в процессе эксплуатации выделяются едкие газы. Это значит, что АКБ нельзя устанавливать в салоне автомобиля, только под капотом.

Водителю нужно периодически следить за уровнем заряда батареи и плотностью электролита. Если батарею перезарядить, то она закипает. Вода испаряется и ее нужно периодически доливать в отсеки. Используется только дистиллированная вода.

Нельзя допускать падения уровня заряда ниже 50%. Полный разряд гарантированно погубит устройство, так как происходит глубокая сульфатация пластин (образования сульфата свинца).

Хранить и эксплуатировать АКБ нужно в строгом вертикальном положении, чтобы электролит не вытекал, и пластины не замкнули между собой. Замыкание также может произойти и в результате осыпания пластин.

В холодное время года аккумулятор обычно снимают с машины, чтобы он не замерз. Это может случиться с жидким электролитом. Холодная АКБ также хуже работает.

Гелевые АКБ

Гелевые АКБ работают по таким же принципам, что и обычные свинцово-кислотные. Только электролит внутри находится не в жидком, а в гелевом состоянии. Этого удалось добиться в результате добавления силикагеля с содержанием кремния. Силикагель удерживает электролит внутри.

Он разделяет положительные и отрицательные пластины, т.е. выполняет функции сепаратора. Для изготовления пластин используется только высокоочищенный свинец без каких-либо примесей.

Плотное расположение пластин и силикагеля обеспечивает низкое сопротивление, а следовательно, быстрый заряд и высокие токи отдачи (800-1000А на стартер при запуске).

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучшеГелевая АКБ

Наличие силикагеля также дает одно большое преимущество – батарея не боится глубоких разрядов.

Процесс сульфатации в таких АКБ протекает медленнее. Образовавшиеся газы остаются внутри. При слишком интенсивном газообразовании излишки газов выходят через специальные клапаны. Это плохо сказывается на емкости батареи, но не критично. Доливать ничего не нужно. Гелевые АКБ относятся к классу необслуживаемых.

Преимущества и недостатки

Плюсов гелевых АКБ больше, чем минусов. Благодаря тому, что электролит внутри находится в состоянии геля, батарею можно безопасно эксплуатировать практически в любом положении и месте. Ничего не проливается, как это может случиться с жидким электролитом. Даже при повреждении корпуса емкость батареи не снижается.

Срок службы гелевой батареи при правильном уходе составляет около 10-14 лет. Так как процесс сульфатации происходит медленно, пластины не осыпаются, и храниться такая батарея может до 3-х лет без подзарядки и большой потери емкости. В год обычно уходит 15-20% заряда.

Гелевая батарея может выдержать до 400 полных разрядов. Это опять же достигается благодаря состоянию электролита. Уровень заряда быстро восстанавливается.

Низкое сопротивление позволяет отдавать высокие пусковые токи, обеспечивая высокую эффективность работы.

К недостаткам относится чувствительность к перезаряду и короткому замыканию. Поэтому на таких батареях указывают допустимые параметры напряжения при зарядке. Заряжать также нужно напряжением в 10% от емкости батареи. Даже небольшое перенапряжение может привести к ее выходу из строя. Поэтому с такими АКБ рекомендуется использовать специальные зарядные устройства.

На сильном морозе силикагель также может замерзнуть и потерять в емкости. Хотя мороз гелевые АКБ выдерживают лучше, чем обычные АКБ.

Одним из главных недостатков также является высокая стоимость гелевых батарей в сравнении с простыми.

AGM аккумуляторы

Принцип работы AGM аккумуляторов такой же, как у двух предыдущих типов. Главное отличие в устройстве сепараторов и состоянии электролита. Между свинцовыми пластинами находится стекловолокно, которое пропитано электролитом. AGM так и расшифровывается Absorbed Glass Mat или Абсорбированное стекловолокно. Для пластин также используется только чистый свинец.

Стекловолокно и пластины плотно прижаты друг к другу. Электролит удерживается благодаря пористости материала. Создаётся низкое сопротивление, которое влияет на скорость зарядки и высокий ток при отдаче.

Такие батареи также относятся к необслуживаемым аккумуляторам. Сульфатация проходит медленно, пластины не осыпаются. Электролит не течет и практически не испаряется. Излишки газов выходят через специальные клапаны.

Читайте также:  Как работает кнопка эра глонасс на авто и зачем вообще она нужна

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучшеAGM аккумулятор с цилиндрическими отсеками

Еще одной особенностью AGM батарей является возможность скручивания пластин в рулоны или спирали. Каждый отсек имеет форму цилиндра. Это позволяет увеличить площадь взаимодействия и повысить устойчивость к вибрации. Батареи в таком исполнении можно увидеть у известной марки OPTIMA.

Преимущества и недостатки

AGM аккумуляторы можно эксплуатировать и хранить в любом положении. Корпус герметичен. Нужно следить только за уровнем заряда и состоянием клемм. Храниться устройство может 3 года, при этом теряя только 15-20% заряда в год.

Такие АКБ отдают высокие пусковые токи до 1000А. Это в несколько раз выше обычных.

Полные разряды не страшны. Батарея выдерживает 200 разрядов под ноль, до 500 разрядов на половину и 1000 разрядов на 30%.

AGM батареи лучше всех остальных работают при низких температурах. Даже при сильном морозе характеристики не снижаются. Также хорошо переносят высокие температуры до 60-70°C.

Как и гелевые аккумуляторы, AGM чувствительны к зарядке. Небольшое превышение тока выводит батарею из строя. Выше 15В уже критично. Также нельзя допускать короткого замыкания. Поэтому нужно всегда использовать специальное зарядное устройство.

Стоят AGM батареи в несколько раз больше обычных, даже дороже гелевых.

Выводы

Даже при таких значительных плюсах гелевые и AGM аккумуляторы не смогли потеснить свинцово-кислотные АКБ. Последние более доступные по цене и вполне справляются со своими задачами на автомобиле. Даже в холодное время года стартеру достаточно 350-400А, чтобы запустить двигатель.

На автомобиле AGM или гелевые АКБ будут актуальными только при наличии большого количества энергозатратных потребителей. Поэтому более широкое применение они нашли в качестве накопителей энергии от солнечных батарей, ветровых станций, в домах или как источник энергии и в различных переносных устройствах.

(1

Источник: https://TechAutoPort.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/istochniki-pitaniya/sravnenie-akb.html

ᐈ Какой аккумулятор лучше гелевый или свинцово-кислотный? ᐈ GEL vs AGM

Пришло время менять аккумулятор на автомобиле. Именно на данном этапе для владельцев технических средств наступает сложный момент: какой аккумулятор лучше выбрать: гелевый или кислотный? Широкий ассортимент марок и модификаций затрудняют выбор, требуется помощь специалистов.

С целью оказания методических рекомендаций, мы подробно рассмотрим в чем отличие между гелевым и свинцово-кислотным аккумулятором. Для примера покажем, с чего состоит автомобильная аккумуляторная батарея.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Различие между гелевой и щелочной батареей

Многие малоопытные автомобилисты считают, что в машине главный двигатель. Это ошибочно. Первое место отведено системе электропитания. Без искры не воспламенится горючая смесь, отсутствует давление, выхлопные газы, автомобиль не рушит с места. Первоисточник системы питания — аккумулятор, именно от него поступает енергия в магистраль, и к стартеру.

Абсолютно все выпускаемые батареи являются свинцово-кислотными. На современных АКБ повсеместно встречается аббревиатура VRLA и SLA. В переводе с английского языка означает: АКБ открытого / закрытого типа. Другими словами, обслуживаемая и необслуживаемая. В последнем случае не нужно систематически отслеживать уровень жидкости.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

С целью снижения частоты обслуживания, изготовители применяют одну из двух технологий: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Батареи, наполненны гелевым электролитом внутри имеют желеобразную консистенцию. В качестве химического реагента в состав добавлен кремний, поэтому жидкость не выплескивается, не вытекает, при любом стиле вождения.

Многие по старинке допускают грубую ошибку, путая гелевый и гелиевый аккумуляторы. Фактически, химический газ гелий не имеет никакого отношения к АКБ. Принцип работы основан на рекомбинации газов, вследствие этого вода внутри распадается на водород и кислород.

Хаотично перемещаясь по периметру, молекулы распада снова восстанавливаются, образуют воду. Вышеупомянутый гель активно впитывает воду, превращая консистенцию в электролит. Получился некий замкнутый цикл, не нужно доливать воду, так как она попросту не испаряется.

В отличие от гелевого (Gelled Electrolite), кислотно-щелочной AGM аккумулятор имеет внутри маты из стекловолокна. После процесса распада вода впитывается матами, превращается в электролит. Единственный недостаток такого типа – вытекание электролита при точечном ударе, деформации, аварии. Вот почему при покупке нового акумулятора отдают предпочтение технологией GEL VRLA.

Главными отличиями между гелевыми и кислотными аккумуляторами является то, что кислотные имеют в несколько раз меньшую удельную емкость, а также частый постоянный разряд для кислотных является критическим, поскольку в будущем это приведет к сокращению количества циклов «разряд-заряд».

Мультигелевые аккумуляторы

Это не отдельный тип АКБ, чаще всего, его приравнивают к AGM. Маркировка мультигелевого обозначается символами «MG». Стоимость такого аккумулятора несколько ниже гелевого. Преобладающее большинство батарей необслуживаемого типа. Это следует учитывать при покупке.

Чем отличается гелевый GEL от AGM аккумулятора?

Достаточно большой популярностью пользуются аккумуляторы AGM. Однако, чем отличается гелевый аккумулятор от щелочного, что использует жидкую кислоту удерживаемую в порах сепаратора.

Такая конструкция помогла достичь абсолютной герметичности аккумуляторного корпуса, а также обеспечить возможность продолжать функционировать в случае тех или иных нарушений.

AGM отличились своей стойкостью к температурным перепадам, вибрациям, глубоким разрядам, а также своей долговечностью. Среди недостатков – перезаряд пагубно влияет на agm аккумуляторы.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

К плюсам гелевых можно отнести герметичность, которая блокирует испорение. У них очень малое внутреннее сопротивление, всего лишь 3-4 мОм. Именно от него зависит отдача тока. Подведем итог:

  • жидкость в гелевом аккумуляторе полностью заполняет полость батареи, свинцовые пластины, что повышает эффективность, качество и длительность работы;
  • показатель реадсорбции газов несколько ниже AGM типа. В последнем он составляет 98% против 96%. Нередко после трех лет активного использования встречаются перепады в напряжении, провалы, увеличение нагрузки в цепи;
  • отсутствие физической возможности оттока газов приводит к вздутию АКБ. В конечном итоге корпус дает трещину, вытекает жидкость;
  • даже самые незначительные замыкания в сети выводят из строя аккумулятор;
  • допускается установка гелевой батареи в любом положении, кроме перевернутого;
  • средняя стоимость гелевых на 30% дороже аналогов.

Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный?

Конечный выбор за покупателем, но быть вооруженным знаниями вы обязаны. При условии соблюдения основных правил эксплуатации, длительность ресурса составляет 6 лет активного использования. Больше о гелевых аккумуляторах читайте здесь. 

Источник: https://bezdor4x4.com.ua/blog/2018/07/18/otlichie-gelevogo-akkum-ot-kislotnogo/

Сравнение GEL и AGM аккумуляторных батарей

Начнем сравнение GEL и AGM аккумуляторов с терминологии. И перед введением определения хочется сказать, что по причине близости названий часто и те, и другие аккумуляторы называют просто «гелевыми». Это привело к тому, что часто функции и достоинства одних АКБ относят на словах к другим.

Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Расшифровка названий GEL и AGM аккумуляторов

GEL расшифровывается как Gelled Electrolite. В качестве электролита используется кислота, связанная стабилизатором, называемая силикагелем. Силикагель в желеобразном виде находится между металлическими пластинами. Благодаря тому, что силикагель фактически занимает все пустое пространство между металлическими пластинами, осушение и осыпание пластин становится невозможным.

AGM расшифровывается как Absorption Glass Matt. В переводе с английского — «абсорбирующие стеклянные маты». По факту, это специальная стеклоткань, пропитанная электролитом и расположенная между свинцовыми пластинами. Благодаря тому, что электролит находится в порах стеклоткани, AGM АКБ могут использоваться в любом положении и безопасны в эксплуатации.

Технология производства GEL и AGM аккумуляторов

Аккумуляты, изготовленные по технологии AGM, и аккумуляторы, изготовленные по технологии GEL, имеют целый ряд преимуществ перед обычными свинцово-кислотными АКБ. Главное отличие GEL и AGM аккумуляторов от традиционных заключается в том, что в они не содержат электролит в жидком виде.

В GEL аккумуляторных батареях активная кислота связывается специальным веществом — силикагелем. В таких АКБ электролит доводится до состояния густой массы, то есть геля. Часто в составе гелевого электролита присутствует кремниевая кислота, серная кислота и специальные добавки — стабилизаторы.

В AGM аккумуляторах жидкая кислота пропитывает специальные пористые стекловатные маты. Таким образом, сам электролит находится в порах матов. То есть в свободном жидком виде не присутствует. Маты с кислотой располагаются между металлическими пластинами.

Конструкция GEL и AGM обеспечивает главные потребительские преимущества AGM и GEL аккумуляторов:

  • не требуют обслуживания и долива электролита;
  • относительно безопасны даже при повреждении корпуса;
  • не выделяют испарений, можно ставить даже в жилое помещение;
  • низкий саморазряд — всего 2% в месяц (при температуре 20С).

Сравнение характеристик GEL и AGM аккумуляторов

Аккумуляторные батареи AGM являются более надежными в эксплуатации. При нагревании электролита в таких батареях практически отсутствует вероятность сильного разбухания и взрыва. Чего нельзя сказать о GEL АКБ, при кипении в таких батареях могут образовываться большие пузыри, представляющие реальную опасность.

GEL АКБ были спроектированы по заказу военных ведомств и прежде всего должны были использоваться а авиационной технике. Такие аккумуляторы могут продолжать функционировать даже при попадании в них пули. Так как электролит находится в состоянии геля, то он не выливается, и батарея продолжает давать энергию. GEL АКБ имеют высокую эффективность.

При проектировании аккумуляторов по технологии AGM конструкторы вновь начали использовать жидкую кислоту. Теперь кислота находится в специальных тонких пластинах или матах, состоящих из пористого вещества.

При этом сами поры не заполняются полностью, оставляя место для движения газов. При работе AGM аккумуляторов газы выделяются, но при этом остаются в свободных порах пластин.

Такая технология позволяет использование AGM аккумуляторов в различных местах без необходимости вертикального размещения.

Источник: https://volt-amper.ru/articles/sravnenie-gel-i-agm-akkumulyatornyix-batarej

Ссылка на основную публикацию