Правила безопасной езды с легковым прицепом

Легковые прицепы АРИВА

Шоссейная, д.27а, офис 9 429500 Кугеси

8 (8352) 38 88 37
07.02.2018

Правила безопасной езды с легковым прицепом Послушность, с которой прицеп катится за легковой машиной по шоссе, обманчива. На изменение дорожных условий или действия водителя он может отреагировать неожиданно резко. Чтобы поездка была безопасной, надо знать особенности управления автопоездом.

Общие сведения Автопоезд (состав) — транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и прицепа (звеньев). Прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с автомобилем. Управляемость — способность автопоезда сохранять заданное направление движения или изменять его, подчиняясь водителю.

Устойчивость — свойство состава не реагировать на внешние воздействия: неровности, продольные и поперечные уклоны дороги, порывы бокового ветра и т.п. Чем выше устойчивость автопоезда, тем больше совпадают его фактическая и задаваемая водителем траектории движения. Управляемость и устойчивость состава должны соответствовать ОСТу 37.001.

471-88 “Управляемость и устойчивость автотранспортных средств. Методы испытаний”.

Основные параметры прицепа, влияющие на управление автопоездом:

  • размеры — рис. 1;
  • массы: снаряженная — масса укомплектованного прицепа, пригодного к эксплуатации, но без груза;полная (разрешенная максимальная) — масса снаряженного и загруженного прицепа, установленная изготовителем в качестве максимально допустимой.
Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 1. Основные размеры автопоезда: La и Lп — длина автомобиля и прицепа; la и lп — база автомобиля и прицепа; lш — расстояние от задней оси автомобиля до центра шара сцепного устройства; H — высота прицепа; h — высота центра тяжести прицепа; hш — высота центра шара сцепного устройства; ц.т. — центр тяжести сцепного устройства; Ba и Bп — ширина автомобиля и прицепа;Ka и Kп — колея автомобиля и прицепа.

Особенности движения автопоезда Поведение одиночных машин на дороге зависит в основном от управляющих действий водителя, собственных конструктивных особенностей (характеристик подвески, рулевого управления, шин) и внешних сил. А состава — еще и от влияния его звеньев друг на друга. Причем, как правило, одновременно возникают и взаимодействуют несколько факторов.

По сравнению с автомобилем у автопоезда:

  • динамические характеристики ниже из-за большей массы и возросшего сопротивления движению1;
  • габаритный коридор (рис. 2) больше;
    Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 2. Габаритный коридор автопоезда: О1 и О2 – центры поворота; Ва и Вт – габаритные коридоры автопоезда и одиночной машины.Чем круче поворот, тем больше габаритный коридор автопоезда.
  • движение задним ходом затруднено — обзорность ограничена, а прицеп склонен к резкому изменению траектории при наезде одним колесом на дорожную неровность (камень или выбоину);
  • управляемость и устойчивость хуже2. При резкой манере управления автопоездом прицеп может раскачаться и выйти за пределы полосы движения, следовательно — повредить идущие рядом автомобили, опрокинуться, спровоцировать занос тягача или складывание состава.

Колебания прицепа, движущегося за автомобилем, одновременно могут быть в разных направлениях. Упрощенно их делят на:

  • вертикальные (рис. 3) — раскачка вверх-вниз. Они быстро затухают при исправных амортизаторах прицепа и поэтому мало влияют на поведение автопоезда;
    Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 3. Вертикальные колебания прицепа (а) и автомобиля (б).
  • продольные (рис. 4) — наклоны вперед-назад вокруг оси колес вследствие высокого расположения центра тяжести груза и чрезмерно резких разгонов и торможений состава. Прицеп пытается раскачать заднюю часть машины, но ее амортизаторы эффективно гасят такие колебания. На движении состава они, как правило, не успевают сказаться;
    Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 4. Продольные колебания прицепа раскачивают машину вверх-вниз.
  • горизонтальные (курсовые, рис. 5) — в плоскости дороги. Машина едет прямо, а прицеп — по синусоиде. Такие колебания, вызванные резким маневром, порывом бокового ветра, переездом неровности и т.п., как правило, гаснут сами. Но иногда, преимущественно у прицепов с независимой подвеской3, их амплитуда растет до определенной величины, свойственной каждому прицепу, и остается неизменной. Увеличивать скорость опасно — курсовые колебания всегда сопровождаются поперечными;
    Правила безопасной езды с легковым прицепом
    Рис. 5. Горизонтальные колебания прицепа.
  • поперечные (рис. 6) — переваливание с боку на бок. При слишком высоком положении центра тяжести прицепа возникают на неровностях дороги и могут его опрокинуть.
Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 6. Поперечные колебания прицепа.

Занос (складывание) автопоезда (рис. 7) вероятен на скользком спуске или повороте. При резком изменении траектории движения и замедлении состава прицеп разворачивает машину.

Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 7. Складывание состава при торможении в повороте.

Влияние параметров автомобиля и прицепа на управление автопоездом Масса. Чем тяжелее машина и легче прицеп, тем меньше он влияет на управляемость автопоезда. Конструктивные особенности прицепа.

С увеличением длины дышла (базы), эффективности амортизаторов и уменьшением высоты пола кузова (центра тяжести) управляемость и устойчивость автопоезда улучшаются. Но большая база увеличивает его габаритный коридор, снижая маневренность.

Инерционные тормоза, помимо сокращения остановочного пути состава, уменьшают влияние прицепа на машину при торможении на повороте. Конструктивные особенности автомобиля. Чем больше база и меньше расстояние от задней оси до центра шара сцепного устройства, тем безопаснее и легче управлять автопоездом.

  Рекомендации Прицеп должен соответствовать грузу. Например, домашние вещи и стройматериалы удобнее возить в универсальном, а лодки, водные мотоциклы, снегоходы и т.п. — на специальном. Он спроектирован с учетом особенностей такой техники, у него, как правило, предусмотрены места ее крепления и средства погрузки.

Оптимальные параметры прицепа (см. пример):

  • полная масса — не больше разрешенной изготовителем автомобиля, которым предполагают буксировать прицеп4;
  • вертикальная статическая нагрузка на шар сцепного устройства при полной массе — соответствует требованиям автозавода5;
  • длина — не более 1,5 длины автомобиля6;
  • отношение базы прицепа к расстоянию от задней оси машины до центра шара сцепного устройства (см. рис. 1) — не менее 1,55;
  • ширина — не более чем на 200 мм шире автомобиля с каждой стороны6;
  • высота — не более 1,8 колеи6;
  • отношение высоты центра тяжести при полной нагрузке к колее — не более 0,725;
  • дорожный просвет (клиренс) — не меньше, чем у машины;
  • допускаемая скорость движения в составе автопоезда полной массой — больше разрешенной изготовителем автомобиля и Правилами дорожного движения.

Кроме того, желательно, чтобы у машины и прицепа были одинаковы:

  • высота расположения центров шара сцепного устройства и сферы сцепной головки7 — когда дышло прицепа горизонтально, его меньше бросает в сторону при движении состава задним ходом и наезде колесом на неровность;
  • колея — прицеп будет легче буксировать по уже проложенному автомобилем следу на мягком грунте (песке, грязи) или в дорожной колее;
  • колеса и шины (тип, модель, размер), чтобы их характеристики отличались как можно меньше и было не нужно дополнительное запасное колесо.

В пределах указанных соотношений лучше выбирать прицеп, у которого:

  • максимальные база и колея;
  • минимальные высота центра тяжести и снаряженная масса.

Движение автопоезда

  • Если нет навыков управления автопоездом, полезно потренироваться на свободной площадке. Чтобы понять изменение тормозных свойств состава — несколько раз затормозить с невысокой (около 40 км/ч) скорости на прямой и в повороте. Для привыкания к габаритам — сымитировать перестроение, парковку, въезд в ворота задним ходом (рис. 8).
    Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 8. Въезд в ворота задним ходом. I – Трогаясь с места, повернуть управляемые колеса машины в сторону противоположную повороту – “сломать” автопоезд. II – Продолжая движение, вращать рулевое колесо в сторону поворота до тех пор, пока автопоезд не начнет ехать по выбранной траектории.III – Когда прицеп займет нужное положение, вращать руль обратно, чтобы выровнять состав.
  • Длина предохранительных цепей (тросов) должна быть такой, чтобы дышло висело на них свободно. Иначе при аварийном разъединении движущегося состава оно упрется в дорогу и опрокинет прицеп. Чересчур длинные цепи нужно укоротить, хотя бы намотав излишек на дышло.
  • Размещать груз нужно так, чтобы при полной массе прицепа нагрузка на сцепной шар не превышала разрешенную автозаводом (рис. 9). В крайнем случае, можно довериться собственным ощущениям — дышло правильно сбалансированного прицепа человек поднимает легко (нагрузка около 30 кгс).
    Правила безопасной езды с легковым прицепом Рис. 9. Определение статической нагрузки, действующей на шар сцепного устройства.
  • Давление в шинах прицепа должно соответствовать требованиям завода-изготовителя и отличаться слева и справа не более чем на 0,1 атм. В задних колесах автомобиля его полезно увеличить на 0,2 атм от нормы, установленной автозаводом для одиночной машины.
  • Действия водителя должны быть предсказуемы и понятны другим шоферам. Они, особенно встречных и обгоняемых машин, часто видят прицеп в последний момент.
  • Начинать движение, разгонять автопоезд, менять полосу движения, обгонять и тормозить нужно очень мягко, плавно, без рывков. Иначе прицеп будет сильно дергать и толкать автомобиль.
  • Управлять составом легче, когда машина загружена больше прицепа. В самом неблагоприятном случае, если она пустая, лучше переложить в нее часть груза.
  • Дистанцию в потоке автомобилей нужно увеличить. Например, между одиночными машинами при 80 км/ч она примерно равна 40 м, а при буксировке прицепа — больше на 15-20 м.
  • На перекрестках (рис. 10), поворачивая направо, лучше вести автопоезд ближе к левой стороне полосы движения и вращать рулевое колесо, когда задние колеса машины будут примерно у края тротуара пересекаемой проезжей части. При левом повороте наоборот — вначале ехать правее и выбирать траекторию движения так, чтобы прицеп не задел пропускающие состав автомобили.
    Рис. 10. Движение автопоезда при поворотах на перекрестке: а — правильно;б — неправильно.
  • При разъездах с большегрузными машинами полезно увеличить интервал, сместившись правее на своей полосе и снизив скорость (“сбросив газ”). Иначе воздушный поток от них может вывести автопоезд из равновесия. Так же целесообразно поступить, въезжая на мост (эстакаду) или двигаясь по шоссе и выезжая из леса в поле — здесь не исключен порыв бокового ветра.
  • Скорость, установленную заводом-изготовителем прицепа, нельзя превышать, даже если Правила дорожного движения разрешают ехать быстрее (например, на автомагистрали — 90 км/ч). Возможно, ограничение обусловлено снижением управляемости, устойчивости и тормозной динамики состава при превышении заданного предела.
  • Для обгона груженому автопоезду нужно примерно в три раза больше времени и пространства, чем одиночной машине. Поэтому иногда, например, если автомобиль впереди едет ненамного (на 5-10 км/ч) медленнее состава, встречное движение интенсивно или видимость недостаточна, лучше повременить с обгоном до безопасной ситуации или удобного участка дороги.
  • Чтобы контролировать поведение прицепа, полезно, даже на прямой дороге, чаще смотреть во внутреннее и наружные зеркала заднего вида. Тогда можно заметить его опасные колебания раньше, чем ощутить их по поведению машины, и прекратить раскачку уменьшением скорости движения автопоезда.
  • Повороты лучше проходить “под тягой”, заранее снизив скорость и затем постепенно увеличивая ее. Тормозить и “сбрасывать газ” нежелательно — возникает толкающая сила, разворачивающая машину.
  • На проселочной дороге с колеей8, особенно когда она неглубокая, лучше ехать по проторенному пути. Если лавировать между рытвинами или балансировать на гребне, велик риск разворота автомобиля: он попадет в один след, а прицеп — в другой, и автопоезд застрянет. Выезжать из колеи нужно снизив скорость, там, где есть свобода для маневра.
  • Если вертикальные, продольные или поперечные колебания при эксплуатации автопоезда стали интенсивнее или дольше, чем были вначале, необходимо проверить исправность подвески машины и прицепа.
Читайте также:  Замена противотуманной и лампы ближнего света на рено логан - виды, выбор лампочек

Редакция благодарит специалистов отдела исследования безопасности автомобилей (ОИБА) Дмитровского автополигона (НИЦИАМТ) за помощь в подготовке материала.

     1 Например, у машины полной массой 1,5 т с полуторалитровым 70-сильным двигателем, буксирующей 350- килограммовый универсальный прицеп без тормозов:

  • максимальная скорость меньше на 15%;
  • время разгона с места до 80 км/ч больше на 40%;
  • тормозной путь на сухом асфальтобетоне со скорости 80 км/ч длиннее на 86%. 
     2 По ОСТу 37.001.471-88 скорость прохождения автопоездом и одиночным автомобилем «Переставки» (имитация объезда внезапно возникшего препятствия) должна быть не менее соответственно 62 и 83 км/ч, а входа в поворот – 65 и 72 км/ч.   3 В независимой подвеске левое и правое колеса не связаны между собой жестко. Вертикальные перемещения одного не передаются на другое, но, особенно в подвесках на поперечных или косых рычагах, колесо наклоняется и поворачивается. Это делает движение прицепа неустойчивым.   4 По ОСТу 37.001.220-93 «Караваны и легкие прицепы. Параметры, размеры. Общие технические требования» она не должна быть больше снаряженной массы автомобиля.   5 Эта нагрузка может быть: для прицепов без тормозов — от 250 до 1000 Н (ОСТ 37.001.220-93); для прицепов с тормозами — в зависимости от соотношения допустимых полных масс автомобиля и прицепа (ОСТ 37.001.484-89)   6 По ОСТу 37.001.220-93 максимальные габариты прицепа ограничены: длина — не более 8 м, ширина — 2,3 м, высота – 3 м.   7 По ОСТу 37.001.220-93 высота расположения центра сферы сцепной головки горизонтально расположенного прицепа полной массой может быть 350-420 мм.   8 Колею часто накатывают даже в левых полосах автомагистралей, а зимой ее образуют снежные валы на нечищенной проезжей части.

«Полезные страницы», 2003, выпуск 13, стр. 305 

Каталог прицепов для легковых автомобилей СМОТРЕТЬ

Источник: https://a-pricep.ru/articles/vsye-o-pritsepakh-stati/upravlenie-legkovym-avtomobilem-s-pritsepom/

Вождение автомобиля с прицепом: подводные камни и лайфхаки управления

Главная > Онлайн-обучение

Сдача экзаменов на права водителя – это одна из жизненных вех владельца авто, поскольку без соответствующего документа, подтверждающего умения водителя, управлять автомобилем запрещено.

Правила безопасной езды с легковым прицепом

Высшим классом считается, если удаётся получить водительские правана управление автомобилем с прицепом. Речь идет о следующих категориях и подкатегориях:

  • Категория BE – легковой автомобиль с прицепом массой более 750 килограмм;
  • Категория C1E – «легкие» грузовики с прицепом массой более 750 килограмм;
  • категория СЕ – грузовик с прицепом массой более 750 килограмм и т.д.

На самом деле существует множество разновидностей транспортных средств, которые могут быть дополнены прицепом. Каждое транспортное средство, когда его дополняет прицеп, имеет свои особенности и нюансы, о которых мы поговорим далее.

Основные правила управления автомобилем с прицепом

Правила использования прицепа для каждого водителя едины:

  • В первую очередь, стоит позаботиться о максимально надежном закреплении прицепа. Практика показывает, что причиной аварийной ситуации, когда прицепная установка отсоединяется на полном ходу, может стать именно халатность владельца автомобиля, не позаботившегося о его закреплении. Лучше всего прикреплять прицеп, изучив предварительно инструкцию пользователя для конкретной конструкции.
  • Световые сигналы прицепа должны быть исправны, ведь в данном случае роль задних габаритов и поворотников будут выполнять фонари на кормовой части прицепа. Соединение данных элементов с бортовой панелью управления должно быть надежно и корректно синхронизировано.

Таким образом, именно качество и корректность подключения прицепа к ТС обуславливают безопасность всех участников дорожного движения.

Также соблюдение этих простых правил исключит какие-либо конфликты с ГИБДД, возникающие при проверке автомобиля или при ДТП (даже не по вине владельца прицепа).

Еще одно простейшее правило для урегулирования вопросов, связанных с эксплуатации прицепа на дороге и правами владения на него, – это обязательная регистрация в регистрационном подразделении ГИБДД (ГАИ).

Начало движения и основные технические нюансы

После того как автошкола находится за плечами и получены водительские права, стоит переходить к практике вождения.

Одним из важнейших этапов является загрузка и крепление груза одноосного прицепа легкового автомобиля, поскольку именно она определяет напряжение, создаваемое на механизмах сцепления. Суть в том, что прицеп будет двигаться оптимально лишь при равномерном распределении груза по всей его площади.

Если вес будет приходиться на заднюю ось прицепа, то будет приподниматься задняя ось автомобиля, что, естественно, негативно скажется на управляемости. С другой стороны, при нагрузке передней оси можно сделать неуправляемым сам прицеп, который будет болтаться произвольно.

Когда сцепления авто с дорогой снижается – оперативно тормозить становится практически невозможно, что значительно усложнит жизнь водителю и безопасность на дороге.

При движении с прицепом очень важно понять, что он по факту является еще одним транспортным средством.

У него также имеется подвеска, определенная способность к преодолению неровностей дорожного покрытия и т.д., что, несомненно, сказывается на особенностях его буксировки.

Высочайшее мастерство вожденияавтомобиля с прицепом заключается в том, чтобы объехать любую яму не только автомобилем, но и прицепом.

Искусство маневра при движении в столь сложной сцепке – это то, чему автоинструктор должен научить водителя в автошколе, чтобы экзаменатор МРЭО ГИБДД, принимая практический экзамен, не имел повода усомниться в навыках вождения кандидата в водители.

Неосторожный поворот может привести к тому, что прицеп увлечет в кювет транспортное средство и приведет к повреждению других участников дорожного движения.

Самое разумное действие для водителя авто с прицепом – это выбор правильной скорости при вхождении в поворот и радиуса поворота.

Другой особенностью преодоления поворотов – это срезание углов при смене направления движения. Нужно учитывать, что прицеп срезает угол при повороте еще сильнее, чем колеса задней оси авто. Необходимо придерживаться с максимально большим радиусом поворота траектории движения и следить за тем, чтобы вся сцепка прошла поворот, не стыкуясь с бордюром или находящимися рядом авто.

Самое сложное при сдаче практического экзамена по вождению автомобиля в ГИБДД- умение припарковаться в узком пространстве, помня о том, что прицеп не двигается по идеально ровной траектории.

Стоит запомнить следующее сочетание движений: авто влево – прицеп вправо, авто вправо – прицеп влево. Именно так двигается сцепка во время движения задним ходом.

Таким образом, при движении назад водитель должен контролировать свои действия с двойной тщательностью.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что любая автошколапросто обязана дать водителю следующие знания:

  • при движении на авто с прицепом научить не только парковаться в узких местах, но и двигаться задним ходом;
  • научить оценивать ситуацию, так как динамика движения автомобиля с прицепом отличается от управления просто автомобилем.

Для новичка настоящий секрет, раскрываемый в Центральной автошколе мастерами обучения вождению, заключается в том, как с прицепом можно осуществить разворот на узкой площадке, ведь стандартная последовательность «сдать назад и проехать вперед» работать не будет. Именно таким нюансам обучают инструкторы в автошколе своих учеников, а их опыт позволит дать не один лайфхакотносительно того, как преодолеваются препятствия и совершаются сложные маневры в сцепке с прицепом.

Одним из таких лайфхаков, упрощающих жизнь неопытного автолюбителя, является уникальный способ смены направления движения автомобиля на 180 градусов.

Достаточно отцепить прицеп, развернуть его вручную и объехать на автомобиле. После этого сцепка восстанавливается, и движение может быть продолжено.

Но, естественно, постоянно так делать не совсем целесообразно, а потому стоит научиться маневрировать автомобилем и в сцепке.

Только тот водитель ТС, который не только ознакомлен с техническими особенностями вождения авто с прицепом, но еще и осознает физику движения авто и прицепа, как двух отдельных элементов сцепки, сможет без труда двигаться даже при очень насыщенном трафике и на извилистых дорогах.

Правила безопасной езды с легковым прицепом Центральная автошкола Москвы награждена в Сколково за активную работу в сфере безопасности Международная награда в области безопасности от экспертов форума «Лидеры безопасности» в номинации «Лучшая образовательная программа года» в категории «Безопасность участников дорожного движения».

  • Правила безопасной езды с легковым прицепом Почетная грамота от НП «Гильдия автошкол» России НП «Гильдия автошкол» России наградила Почетной грамотой и дипломом Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» за профессионализм, успешную работу по повышению качества подготовки водителей и внедрение новых технологий обучения.
  • Правила безопасной езды с легковым прицепом Заслуженная награда от Федерации автомобилистов России Федерация автомобилистов России отметила директора «Центральной автошколы Москвы» почетной наградой «За вклад в общественно полезную деятельность» в сфере безопасности дорожного движения.
  • Правила безопасной езды с легковым прицепом Некоммерческое партнерство «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России рекомендует:
  • Правила безопасной езды с легковым прицепомОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! НП «ГИЛЬДИЯ АВТОШКОЛ» России предупреждает:
  • Если стоимость обучения в московской автошколе ниже 19 тысяч рублей, возможно, эта автошкола не имеет заключения ГИБДД, работает по старым программам, не полностью проводит обучение и у Вас могут возникнуть сложности со сдачей экзаменов в ГИБДД.

Учебные центры образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы» — залог качественного и безопасного обучения вождению!

Источник: https://www.autoprava.ru/lessons/vozhdenie-avtomobilya-s-pritsepom.php

Езда с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам

Всем привет! Владельцы автоприцепов часто задают множество правовых вопросов и интересуются нюансами эксплуатации этого вида прицепного транспортного средства.

Потому я решил немного поговорить на эту тему. В большей степени нас сегодня интересует езда с прицепом на легковом автомобиле по новым правилам 2017 года. Скажу сразу, что именно 2017 год стал наиболее значимым в плане изменений, нежели 2016 или текущий 2018 год.

Если вы планируете приобрести прицеп для перевозки разного рода грузов, либо же хотите знать, какие правила действуют в текущем году, постараюсь вам помочь. Рассмотрим основные вопросы и самые актуальные темы.

Читайте также:  Замена топливного фильтра на форд фокус 2

Правила безопасной езды с легковым прицепом

Общие правила

Тут я бы вам посоветовал заглянуть в предыдущие материалы, чтобы мне не пришлось повторяться.

Для начала ознакомьтесь с правилами перевозки прицепа, ссылку на которые я оставлю здесь. Не менее важной я считаю тему категории водительских прав для эксплуатации автоприцепа. Ссылка будет тут.

А поскольку каждый прицеп следует обязательно зарегистрировать, то есть поставить на учет, в качестве инструкции по этим вопросам у меня также есть полезная статья.

Здесь вы узнаете, какие документы нужны будут для оформления, а также что вас ждет в случае эксплуатации автоприцепа без регистрации.

Вообще правила управления авто с прицепом не сильно отличаются от общих правил по управлению самой машиной. Но есть несколько нюансов, о которых следует знать. А именно:

  • Предельная скорость эксплуатации на автомагистралях за пределами населенных пунктов составляет 90 километров в час. На всех остальных дорогах не более 70 км/час или в рамках действующих дорожных знаков. Это актуально для автомобиля с прицепом общей массой более 3500 кг;
  • Если вы передвигаетесь в темное время суток, на прицепе следует обязательно включить габаритные фонари. Также это правило действует при проездах тоннелей и плохо освещенных участков дороги;
  • Нельзя использовать прицепы без документов. Ну тут правило действует давно. Ничего нового на этот счет не придумали;
  • Автоприцепы можно соединять только с ТСУ, у которых есть сертификаты;
  • Запрещено соединять прицеп с самодельным фаркопом, не имеющим сертификатов соответствия или не прошедшим соответствующую проверку безопасности;
  • Категорически запрещается перевозить людей в прицепах. Касательно перевозки в прицепе-даче есть отдельный материал. Ссылка будет здесь.

Все эти правила действуют в РФ. Хотя многие посетители нашего сайта из РБ (Беларусь) и Украины, все же я говорю в большей степени про российское законодательство.

Правила безопасной езды с легковым прицепом

Что говорит ПДД

Чтобы получить право на управлением транспортными средствами, человек обязан иметь водительское удостоверение. Там указывается перечень открытых категорий, то есть видов ТС, которые водитель может управлять.

В 2016 году были внесены некоторые изменения в ПДД, в результате которых увеличилась важность категории Е. К ней относятся разные тягачи и автоприцепы. Детальнее про эту категорию можете почитать здесь.

В ПДД есть конкретные ситуации, в которых водитель допускается к управлению автоприцепом на дорогах общественного пользования:

  • отсутствуют ограничения в плане видимости;
  • нет затруднений для управления самим автомобилем;
  • установленный прицеп не закрывает основное освещение на задней части машины;
  • автоприцеп не загрязняет дорогу;
  • при плохом освещении и в темное время суток на прицепе работает собственная светотехника;
  • в ОСАГО есть пометка об эксплуатации автоприцепа (на этот счет почитайте очень полезную статью);
  • в водительском удостоверении есть отметка, разрешающая управлять машиной с прицепом;
  • автоприцеп прошел регистрацию в ГИБДД и оснащается собственным номерным знаком.

Если соблюдать все эти условия, никаких препятствий к езде с прицепом у вас не будет.

В приложенных ссылках вы найдете много полезной и актуальной информации, включая важные видео. Так что не вижу смысла дублировать все в новой статье.

Правила безопасной езды с легковым прицепом

Штрафы

  • Я понимаю, что наиболее актуальным вопросом является именно штраф, который водитель рискует получить при нарушении правил езды с автоприцепом.
  • Если вы не будете следовать правилам, нарушите ПДД, не возьмете с собой документы или банально их не получите, не зарегистрируете прицеп, тогда шансы на выписку штрафа просто огромные.
  • Правила безопасной езды с легковым прицепом
  • На этот счет действует несколько законодательных актов. Предлагаю с ними ознакомиться:
  • Если вы неправильно установите на машину автоприцеп, либо нарушите правила перевозки, готовьтесь отдать за нарушение 500 рублей. Иногда можно обойтись простым предупреждением, но особо на него не рассчитывайте;
  • Аналогичная сумма штрафа предусматривается за выявление неисправностей у автоприцепа или автомобиля, соединенного с ним. Также 500 рублей вы заплатите при обнаружении любых нюансов, которые мешают нормальной и безопасной эксплуатации ТС;
  • Не внесли в полис КАСКО отметку об эксплуатации прицепа, А сами ездите на машине с ним? Это распространенный способ сэкономить на страховке. Но обычно подобная хитрость оборачивается штрафом в 500 рублей;
  • Если на прицепе отсутствуют собственные номера, которые выдаются после регистрации в ГИБДД, штраф уже возрастает до 2500 рублей;
  • Если по ПДД для эксплуатации прицепа вам нужно иметь категорию Е, но соответствующей пометки в удостоверении нет, тогда с вас по закону возьмут 5000 рублей.

Кстати, при выявлении технических неисправностей вы простым штрафом не отделаетесь. Вам придется прекратить свое движение, устранить проблему и только потом продолжить поездку. И тут вы платите штраф, поскольку нарушили ПДД касательно эксплуатации прицепа, а также создали опасную ситуацию на дороге.

Вы наглядно можете видеть, что езда с прицепом имеет множество важных правил и особенностей. Потому прежде чем цеплять к машине это ТС, обязательно изучите все правила, откройте дополнительную категорию, если нужно, а также убедитесь в технической исправности всего автопоезда.

Всем спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы!

Источник: https://pricep-vlg.ru/legkovye-pricepy/ezda-s-pritsepom-po-novym-pravilam/

Правила буксировки прицепа в 2020 году

Правила безопасной езды с легковым прицепом

Добрый день, уважаемый читатель.

В большинстве случаев легковые автомобили эксплуатируются без прицепов. Поэтому автовладельцы, которые лишь изредка возят грузы на прицепе, со временем забывают пункты правил дорожного движения, регламентирующие движение с прицепом.

В этой статье рассмотрены ПДД, связанные с буксировкой прицепов:

Что такое прицеп?

Понятие «прицеп» рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Обратите внимание, прицеп с точки зрения ПДД является транспортным средством.

Автомобиль вместе с прицепом называется автопоездом:

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Данное понятие может применяться как в отношении грузовиков, так и в отношении легковых автомобилей с прицепами.

Категории водительских прав для перевозки прицепа

Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:

Категория Прицеп который можно буксировать
В 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и масса состава не превышает 3500 кг.
BE любые прицепы
С РММ до 750 кг
СE любые прицепы
D РММ до 750 кг
DE любые прицепы

Примечание. Таблица составлена на основе статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Таким образом, абсолютно к любому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной массой 750 кг или меньше и это не потребует дополнительной категории.

Что касается категории B, то она в некоторых случаях позволяет «таскать» и более тяжелые прицепы:

Например, разрешенная максимальная масса автомобиля 2 000 кг, масса автомобиля без нагрузки 1 500 кг. В этом случае к машине можно добавить прицеп с разрешенной массой до 1 500 кг и дополнительная категория не потребуется.

Категории водительских прав

Если же Вы хотите перевозить более тяжелые прицепы, то следует пройти обучение и сдать экзамены на категорию Е:

  • теорию;
  • автодром (4 упражнения);
  • город.

Примечание. Теоретический экзамен сдается по тому же комплекту билетов, что и экзамен на основную категорию. Например, для категории СЕ используется комплект CD, для BE — ABM.

Билеты ABMБилеты CD

Как открыть новую категорию?

Документы при перевозке прицепа

Пункт 2.1 правил дорожного движения:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

То есть кроме документов на автомобиль водитель должен иметь при себе свидетельство о регистрации прицепа.

Естественно, на самом прицепе должны быть установлены номера (регистрационные знаки):

2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.

Страховка ОСАГО на прицеп

Статья 4 Федерального закона «Об ОСАГО» говорит следующее:

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

То есть для личного прицепа к легковому автомобилю оформление ОСАГО не требуется.

Однако во всех остальных случаях страховка на прицеп должна быть оформлена. В 2020 году отдельный полис на прицеп не оформляется. Информация об использовании прицепа вносится в страховку автомобиля (ставится галочка). При этом стоимость страховки при наличии прицепа может увеличиться до 40 процентов, хотя для некоторых прицепов она остается неизменной.

Рассчитать стоимость полиса для использования прицепа можно с помощью следующего калькулятора:

Скорость автомобиля с прицепом

Правила дорожного движения устанавливают ограничения скорости только для легковых автомобилей с прицепом:

  • 90 км/ч — на автомагистрали.
  • 70 км/ч — вне населенного пункта.
  • 60 км/ч — в населенном пункте.
  • 20 км/ч — в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

Обратите внимание, речь идет именно о типе транспортного средства (легковой автомобиль), а не о категории транспортного средства (B).

Например, если небольшой грузовик (Газель) едет с прицепом, то на него данные ограничения не распространяются. То есть Газель с прицепом может ехать 110 км/ч на автомагистрали и 90 км/ч за городом.

То же самое касается и небольших пикапов, которые внешне зачастую напоминают легковые автомобили.

То есть ограничения существуют только для легковых машин. Транспортные средства других типов (грузовики, автобусы) могут ехать с прицепом с той же скоростью, что и без прицепа.

Знак движение с прицепом запрещено

В правилах дорожного движения предусмотрен знак, который запрещает движение с прицепом:

3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

Обратите внимание, в данном случае речь также идет о типе транспортного средства (грузовик или трактор), а не о категории транспортного средства.

То есть данный знак запрещает движение:

Правила безопасной езды с легковым прицепом

Знак не запрещает движение легковых автомобилей или автобусов с прицепами.

Правила безопасной езды с легковым прицепом

Перевозка людей в прицепе

Пункт 22.8 ПДД:

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

То есть перевозка людей в грузовом прицепе запрещена.

Световые приборы на прицепе

Пункт 19.1 ПДД:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Габаритные огни на прицепе должны быть включены в следующих случаях:

  • в темное время суток;
  • в условиях недостаточной видимости;
  • в тоннелях.

Фонарь «Автопоезд» при буксировке прицепа

8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:

Читайте также:  Свечи зажигания на лада веста - замена, какие свечи стоят и какие лучше поставить

«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;

Фонари автопоезд устанавливаются только на следующих типах транспортных средств:

  • на грузовиках с прицепами (независимо от категории);
  • на колесных тракторах тяжелее 1 400 кг с прицепами;
  • на сочлененных автобусах;
  • на сочлененных троллейбусах.

В данном случае речь вновь идет о типе транспортного средства:

Например, на пикапе или фургоне категории В, который везет прицеп, такие фонари должны быть установлены.

С другой стороны на автобусе, который тянет обычный грузовой прицеп, фонарь автопоезд не требуется.

Можно ли перевезти несколько прицепов одновременно?

Правила дорожного движения не накладывают ограничений на буксировку нескольких прицепов. Например, в пункте 1.2 ПДД прямо говорится о том, что буксировка нескольких прицепов возможна:

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Примечание. В отличие от прицепов буксировка нескольких механических транспортных средств запрещается.

  • В заключение хочу отметить, что правила езды с прицепом не так уж сильно и отличаются от правил без прицепа.
  • Например, если Вы хотите просто добавить к легковому автомобилю прицеп с массой до 750 кг, то все о чем Вам нужно помнить — это ограничение скорости вне населенных пунктов и необходимость включения габаритов в темное время суток.
  • Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/pdd/s-pricepom.html

Безопасная езда с прицепом

Основное предназначение любого легкового автомобиля — это, в первую очередь, перевозка пассажиров и грузов небольшого объема. Если вы решили использовать свое транспортное средство для перемещения каких-то объемных грузов с помощью прицепа — вам следует изучить основные правила его буксировки. От этого напрямую зависит безопасность вас и ваших пассажиров, а также используемой техники.

Буксировка автоприцепа ощутимо влияет на основные процессы управления автомобилем (торможение, повороты, движение задним ходом и т.д.) и его технические показатели. Поэтому изучение основных навыков безопасного вождения является обязательным перед первым использованием автомобильного прицепа.

Не следует перенагружать транспортное средство или автоприцеп. Об особенностях и возможностях для буксировки прицепа определенным автомобилем необходимо узнавать у официальных дилеров, обслуживающих ваше транспортное средство.

Внимание:

Для новых автомобилей запрещается буксировка автоприцепов в период обкатки — первой тысячи километров пробега. В противном случае возникает большой риск повреждения основных узлов транспортного средства — двигателя, трансмиссии, деталей ходовой части и т.д.

Ограничение массы

В инструкции по эксплуатации автоприцепа можно найти таблицу ограничения массы в зависимости от полного веса прицепа, общего полного веса и нагрузки на фаркоп.

Полную массу прицепа получают сложением массы самого прицепа с массой перевозимого груза. Величина общего полного веса высчитывается, как сумма полных масс тягача и трейлера, в которую входят также вес прицепного устройства, масса пассажиров и перевозимого груза. Нагрузка на фаркоп варьируется в зависимости от того, как распределяется вес при загрузке автоприцепа.

На ограничение массы перевозимых грузов оказывает влияние также тип коробки передач автомобиля: АКПП или МКПП.

При расчете следует учитывать тот факт, что при эксплуатировании авто с прицепом в горных условиях мощность двигателя уменьшается в зависимости от высоты подъема. Полная масса прицепа и общая полная масса в таких условиях должна снижаться на 10 процентов на каждый километр подъема.

Предупреждение:

Буксировка на прицепе грузов тяжелее, чем рекомендовано производителем, может оказать серьезное влияние на управляемость транспортным средством. Последствиями могут стать травмирование людей либо повреждение автомобиля и прицепа. Поэтому за массой перевозимых грузов нужно следить очень тщательно.

Загрузка прицепа должна быть равномерной. Заднюю часть платформы нельзя загружать больше, чем переднюю. Это очень опасно, так как приводит к потере контроля управления автомобилем. Нагрузка на фаркоп должна быть в пределах рекомендованных производителем.

Примечание:

Полный вес прицепа и нагрузку на фаркоп можно узнать, взвесив устройства на платформенных весах. Их можно найти на специальной станции взвешивания на трассах или в компаниях, оказывающих услуги буксировки прицепов. Это необходимо во избежание случаев сноса автоприцепа при боковых ветрах, на неровных дорогах и в прочих случаях.

Фаркоп

Устанавливая на автомобиль устройства для буксировки трейлера, следует приобретать исключительно оригинальный фаркоп от производителя или сертифицированный фаркоп. Более подробную информацию и рекомендации по установке устройств для буксировки автоприцепов можно узнать у официальных дилеров, обслуживающих ваш автомобиль.

Шины

Перед буксировкой автоприцепа следует убедиться, что все его колеса накачаны до давления, рекомендуемого для холодных шин. Этот параметр указывается на таблице давления в шинах со стороны водителя.

Размеры покрышек автоприцепа, давление и максимально допустимая нагрузка на них должны быть в пределах, рекомендуемых производителем шин.

Предупреждение:

Использовать временное запасное колесо («докатку») на транспортном средстве во время буксировки трейлера чрезвычайно опасно. Это может стать причиной лопанья покрышки и потери контроля над процессом управления авто.

Предохранительные цепи

Предохранительная цепь используется в качестве меры осторожности в случаях, когда трейлер может случайно расцепиться с тягачом. Цепи должны пересекаться под прицепным устройством и крепиться к ТСУ транспортного средства.

Для совершения полного поворота необходимо оставлять провис цепи. В обязательном порядке следует внимательно изучить инструкции производителя прицепа и фаркопа.

Предупреждение:

Буксировать прицеп без надежного крепления предохранительных цепей к прицепу и тягачу опасно. В случае повреждения блока связки шара ТСУ возникает большой риск ДТП по причине вылета прицепа на встречную полосу. Перед началом движения всегда следует проверять, насколько надежно предохранительные цепи прикреплены к автомобилю и трейлеру.

Фонари прицепа

Внимание:

Не следует напрямую подсоединять электрическую систему прицепа к электрооборудованию транспортного средства. Это может нарушить работу осветительной техники автомобиля и в целом его электрической системы. Подключением электросистемы трейлера должны заниматься специалисты официального дилерского центра.

Тормоза прицепа

Собственной тормозной системой оборудуют прицепы с полной массой более 750 килограмм. Такая система должна полностью соответствовать местным требованиям.

Предупреждение:

Подсоединять гидравлическую тормозную систему трейлера к тормозной системе тягача чрезвычайно опасно. Это может стать причиной неадекватной работы тормозов и, как следствие, к возможному ДТП.

Советы по использованию автоприцепаПеред вождением

· Следует убедиться, что автомобиль может поддерживать с прицепом допустимую посадку. Если передняя либо задняя часть тягача сильно поднята или опущена — движение нельзя начинать. Причинами здесь могут быть неправильная нагрузка на прицепное, изношенность элементов подвески или перегруз прицепа. Автомобиль в таком случае лучше проверить в сервисном центре официальных дилеров.

· Убедитесь, что перевозимый груз надежно закреплен и во время движения он не будет передвигаться.

· Необходимо отрегулировать зеркала заднего вида и убедиться в том, что они отвечают всем требованиям.

· Следует проверить работу всей осветительной техники автомобиля и прицепа, а также прочность сцепки. Проехав небольшое расстояние, необходимо остановиться и проверить вышеперечисленное еще раз.

Вождение

· Перед первым выездом с прицепом на дороги с оживленным движением необходимо потренироваться в поворотах, остановках и езде задним ходом в каком-нибудь тихом месте. Так как вождение любого автомобиля в сцепке с прицепом кардинально отличается от обычного вождения.

· Предварительно следует потренироваться и привыкнуть к поведению авто, к его изменившейся длине и массе.

· При передвижении с прицепом не рекомендуется превышать скорость 100 км/ч. Даже если это разрешают местные ПДД. В России максимальная разрешенная скорость движения с прицепом 70 км/ч, на автомагистралях допустимая скорость движения с прицепом 90 км/ч.

· На подъемах в гору во избежание перенагрузки или перегрева двигателя лучше переключиться на пониженную передачу.

· При спусках со склона аналогично следует переключиться на пониженную передачу, а также для добавочного тормозного эффекта использовать компрессию двигателя. Постоянно следите за скоростью и используйте тормоза лишь при необходимости. Чрезмерное применение тормозной системы ведет к ее перегреву и потерям мощности.

Источник: https://www.mospricep.ru/blog/bezopasnaya-ezda-s-pritsepom

Езда с прицепом: нюансы и штрафы за нарушение правил

03 Апрель 2018  Правила дорожного движения

Все нюансы и правила при езде на машине с прицепом.

  1. Теория ПДД
  2. Что нужно знать водителю?
  3. Штрафы за нарушения

Для управления автомобилем с прицепом, полная масса которого превышает 750 кг, в правах водителя должна быть открыта категория «Е». Но это не единственное требование, которое указано в правилах эксплуатации прицепом и тягачей.

Теория ПДД

Согласно ПДД, эксплуатировать автомобиль с прицепом можно только при соблюдении нескольких условий:

  • По требованию инспектора ГИБДД водитель должен предъявить документы, удостоверяющие право управления прицепом. К ним относится водительское удостоверение с открытой категорией «Е» и регистрационные документы на прицеп. В полисе ОСАГО должно быть указано, что автомобиль с прицепом.
  • Эксплуатировать прицеп можно при условии, что на нем установлены регистрационные знаки.
  • Перед выездом водитель обязан проверить прицеп на исправность. Устанавливать его можно только при условии, что автомобиль не имеет технических поломок.
  • Не рекомендуется (но не запрещается) пользоваться прицепом на дорогах с ограниченной видимостью.
  • На прицепе должны быть установлены осветительные приборы. При этом требование распространяется только на темное время суток. Но инспекторы могут придраться при отсутствии фонарей и в дневное время.
  • Прицеп, как и груз в нем, не должны загораживать регистрационные знаки и световые приборы.
  • Перед выездом рекомендуется проверить качество соединений, шины и наличие смазочного материала на подвижных узлах.

Несоблюдение указанных правил относится к правонарушениям, за которые предусматриваются штрафы.

Что нужно знать водителю?

Помимо перечисленных правил, водитель должен учитывать и еще ряд сведений:

  • Прицеп увеличивает тормозной путь и ухудшает разгон автомобиля.
  • Нельзя превышать максимальную скорость, указанную в технических документах на прицеп и правилах дорожного движения. Согласно ПДД, автомобиль с прицепом не должен ехать на скорости более 90 км/ч по трассе и не более 70 км/ч по другим дорогам.
  • Использовать прицеп можно только по назначению. Нельзя в нем перевозить людей, например.
  • Водитель должен быть предельно внимательным при перестроении, поворотах и маневрах. Если неправильно выбрать скорость и расстояние до другого автомобиля, то столкновения избежать не получится.
  • При прохождении крутых поворотов нужно учитывать, что радиус колес у прицепа намного меньше, чем у автомобиля, соответственно, устойчивость ниже.
  • При движении на большой скорости прицеп может раскачиваться из стороны в сторону, особенно при сильной загруженности.
  • Груз должен размещаться в прицепе равномерно, чтобы нагрузка на обе стороны соси была одинаковой.
  • Соблюдение указанных правил необходимо для безопасности передвижения на автомобиле с прицепом.

Штрафы за нарушения

Нарушение указанных правил управления автомобилем с прицепом влечет административную ответственность и штрафы:

  • неправильная перевозка груза — 500 рублей по ст. 12.21 КоАП;
  • отсутствие сведений о прицепе в полисе ОСАГО — 500 рублей по части 2 статьи 12.37 КОАП РФ;
  • неисправности прицепа или автомобиля — 500 рублей по ст. 12.5 КоАП;
  • отсутствие транзитных номеров на прицепе — согласно части 2 статьи 12.2 назвачается штраф в размере 5000 рублей или лишение прав;
  • отсутствие открытой категории «Е» в правах — 5000 рублей по статье 12.7 КоАП.

При отсутствии открытой категории и страхования прицепа по ОСАГО в случае ДТП, где причиной столкновения стал занос прицепа, водитель придется из собственного кармана компенсировать убытки пострадавшей стороне.

Источник: https://www.RuDorogi.ru/articles/traffic-laws/driving-with-a-trailer.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector